«Месть по-Тургеневски»
Эссе-рецензия
К счастью, мне довелось прочитать произведение Тургенева «Му-му» целых два раза. Первый раз в школе, и, дабы не травмировать детский ум, мозг решил немного видоизменить воспоминания, а насколько мы знаем из научных исследований, это далеко не редкость, когда мозг сам «переписывает» воспоминания. Так вот для меня было открытием, потрясением и вообще большой неожиданностью, когда я наконец опять «узнал» правду. Ведь Герасим, на самом деле страдает шизофренией и чрезмерной жестокостью. Я уже молчу про Тургенева, ведь насколько нужно ненавидеть детей и людей в целом, чтобы писать такой сильный эмоциональный рассказ, ведь все мы знаем мысли писателей того времени – Занавески были синие, потому что я сегодня грустненький. И только Тургенев нежно шептал себе под нос, пописывая свой рассказик – Ух, ну как же я ненавижу этих мелких визжащих уродов, вот вам, чтобы вы вообще с ума сошли. И все бы ничего, верно? Ну подумаешь, смерть одного из персонажей в напечатанной книжке, этого ведь даже не существовало никогда. А вот и нет, не просто смерть. А насильственная и бесполезная смерть. Хуже только случаи, когда погибают дети при теракте. И не нужно делать округленные глаза, дамы и господа, я уверяю, ваш мозг провернул ровно те же самые махинации, что и мой, и успешно спас ваш детский ум. Жаль, Тургенев это не учел, он бы очень расстроился, если бы знал, что его хитрый план не сработал.
Есть два дальнейших развития событий – либо вы помните все до мельчайших подробностей и вам все равно, раз вы молчали до этого времени, и вы ничуть не лучше Тургенева. Либо вы жертва его психологического оружия, направленного на уничтожение и дестабилизацию в обществе.
Так вот, если вы из вторых, внимательно читайте, потом с большим удовольствием можете пробежаться по последним страницам рассказа и убедиться, что так оно и есть. Можно было бы описать все в двух словах – Смерть собаки была напрасной. Но, подождите, мы это и так понимаем, скажете вы. А что если я скажу, что зверского убийства можно было бы избежать? Да погоди ты, опять парируете мне, так можно сказать про любую смерть в произведениях! Нет, дамы и господа, даже Мартин в своей Игре престолов так безбожно не «убивал» главных героев, как это сделал Тургенев, по сути, со второстепенным.
А давайте по порядку. Ну вот возьмем первый аргумент – Герасим «обещал», что сделает это. Хорошо. Второй аргумент, кому он обещал? Своему начальнику – барыне. Он выполнял ее приказ, так как, ВНИМАНИЕ, не мог ее ослушаться. Поздравляю, вы стали жертвой психологического оружия. Ведь в следующей же сцене Герасим с абсолютным хладнокровием ослушивается (!) ее и без зазрения совести просто собирает манатки и сваливает к себе на поле косить свои любимые колосья. Да, можете судорожными руками схватить запылившийся сборник «сочинений» Тургенева и впопыхах искать этот злополучный рассказ, задыхаясь от панической атаки. Я подожду, пока вы удостоверитесь в этом лично.
Все именно так, как вы увидели, Герасим просто утопил собаку перед тем, как нагло сбежать. Позвольте, мало того, что собака испустила дух под толщей воды, так еще и барыня начала истерить и сходить с ума, ведь по некоторым теориям она была неравнодушна к Герасиму и его наличию на ее участке. Не обязательно влюблена! Просто неравнодушна, с таким состоянием можно относиться к чему угодно, в конце концов примем во внимание, что она очень его ценила. Делаем вывод, что Герасим маниакально депрессивный маньяк, желавший людям и всем живым вокруг страданий, ровно как и Тургенев, они одного поля ягоды.
Ведь этому огромному парню ничего не мешало «ослушаться» ровно на один пункт раньше. Посмотрите, Тургенев развивает героя прекрасно: показывает его крепкий несломленный дух; да, ему не везло с женщиной, но даже это его не угнетало, ведь он нашел успокоение в маленькой собачонке, так делают взрослые люди, желающие ласки и любви, это нормально – заводят собак или кошек; Герасим не давал себя в обиду, мог, не дрогнувши, влепить кому-нибудь затрещину; он был невероятно силен физически; он был смышленый, ведь без труда в своей звенящей тишине, мог различить, когда смеются именно над ним; было развито пространственное мышление и планирование, ведь по рассказу, для некоторых дел ему требовалось всего около получаса; вспомним случай, что когда псина потерялась в первый раз, Герасим сутки не выходил на люди и ему НИКТО не смел помешать, никто не сунулся к нему и не толкнул в бок, мол, чего разлегся, пора работать.
После такого портрета персонажа Тургенев берет себя в руки (я надеюсь, что ему стоило это хоть каких-то усилий) и начинает морально уничтожать ваш неокрепший ум последующими действиями. Тут, конечно, есть несколько развитий событий. Герасим мог сойти с ума, это его добило и он решил всем мстить: и собаку утопить и барыню с ума посводить своим уходом. Эдакая «Месть по-Тургеневски». А мог он таким быть изначально. Бойцовский клуб Паланника отдыхает. Герасим не остался на ночь, не прожил там еще неделю, он следующим же действием вернулся и начал собираться уходить. И ушел-таки! Хотя мог сохранить самообладание, мог оставить в живых эту несчастную собачку, мог сделать все красиво. Даже если Тургенев так не хотел, ну оставил бы он Герасима в поместье, мы бы увидели прекрасный вариант как большой человек был сломлен и стал «маленьким» человеком.
Я очень надеюсь, что смог вам помочь справиться с этим, открыть глаза, ведь гениальный эволюционный механизм, позволивший жить вам дальше долгие, годы оберегал вас от схождения с ума, все же не смог ответить на главный вопрос – ЗАЧЕМ Герасим утопил «Му-му». Я помню как дрожащим голосом спрашивал об том своего учителя по литературе, но ничего Сусана Леонтьевна, кроме как «Он не мог ослушаться» я не слышал. Я отчетливо помню этот ответ преподавателя, отчетливо помню, как разум заметался из стороны в сторону, чтобы найти успокоение и в итоге был вынужден совершить перезагрузку и переписать этот блок памяти в свою пользу, со своим финалом, где Герасим был сломлен и продолжил покорно существовать рабской жизнью.
Если вы давно мечтали попасть на киносеанс «Джокера», где клоун стал опасным маниакально-депрессивным маньяком, которого сломило общество, можете вернуться к классике и перечитать «Му-му»
Скуратовский В.С.